К присуждению Александру Макарову премии Американского масс-спектрометрического общества

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

T5N4

К присуждению Александру Макарову премии
Американского масс-спектрометрического
общества «За выдающийся вклад
в масс-спектрометрию»

Стратегия успеха

Нередко, беседуя со студентами, задаю им вопрос:  «Какую цель вы преследуете, обучаясь в институте: получить образование или развить профессиональный интеллект?». Как правило, в ответ  получаешь встречный вопрос: «А разве это не  одно и то же?». Действительно, если заглянуть  в Большую советскую энциклопедию, не сложится впечатление, что эти два понятия разные.  Реально, наблюдая за творческой деятельностью выпускников университетов/вузов, а в нашем случае Московского инженерно-физического института (МИФИ), можно убедиться, что они не могут  быть идентичными.

Но даже те, у кого развит профессиональный  интеллект, иными словами способность к продуктивной деятельности, в отличие от репродуктивной, в процессе обучения в вузе, не все достигают высокого пьедестала в профессиональной  деятельности, как это мы видим у Александра  Макарова.

Вершиной его успехов на сегодняшний день  является разработка уникального масс-спектрометра «Орбитрап», не имеющего аналогов  в масс-спектральном приборостроении. Разработка  по заслугам награждена золотой медалью Американского химического общества. Объемы продаж  Орбитрапа свидетельствуют, прибор востребован  научным масс-спектрометрическим сообществом  более, чем какой-либо из имеющихся на рынке.  Адекватным уникальным принципиальным техническим решением, использованным в разработке, был и путь А. Макарова к его созданию. Еще на  втором курсе обучения в МИФИ студент А. Макаров изъявил желание участвовать в научной работе  Масс-спектрометрической лаборатории кафедры «Молекулярная физика». В те годы  (1979–1980)  задача создания миниатюрных масс-спектрометров была актуальной в нескольких проектах, выполняемых Лабораторией, и задача поиска новой  ионно-оптической схемы анализатора была поручена ему, хотя и без особых надежд на успех.  Далее еженедельные контакты с А. Макаровым  у меня ассоциировались с игрой в пинг-понг –  на очередной встрече я указывал на недостаток  или невозможность использования предлагаемого решение, а на следующем обсуждении он уже  предлагал новшество, как преодолеть указанные  препятствия. Надо сказать, когда студентам предлагаешь задачу, за редким исключением, первый  вопрос следующий – а где можно посмотреть,  как это делается при решении аналогичных задач? Обычно в этих случаях я прошу: «попробуйте  предложить какое-либо решение самостоятельно».  Здесь же у меня в этом не было необходимости −  решения он искал сам и сам находил материал,  на который можно опереться. Такие черты характера в определенной степени сформировались  той домашней научной средой, в которой он рос  и развивался. Надо добавить, уже на второй беседе  в нем проявились лучшие традиции МИФИ – умение приложить теоретические знания к решению  практической задачи, но с небольшой ремаркой –  эти черты преподавателям спецкафедр удается  ощутить только на 4 и 5 курсах обучения.

Постоянные усилия А. Макарова над поставленной задачей позволили ему выработать к 4-му  курсу научно-техническое решение, которое  было положено в основу проекта пылеударного  масс-спектрометра для элементного анализа микрометеоритов. Оно же было и первым его изобретением. За более, чем 40-летний период моей деятельности, было несколько случаев, когда  студенты становились соавторами изобретений.  Но памятными для меня остались только два  −  Андрей Шиманский (1975 г.) и Александр Макаров (1987 г.).

Принято считать, что правильно поставленная  задача есть более, чем наполовину ее решение.  Однако в обоих случаях была скорее не постановка задачи, а ее формулировка и ее регулярное  обсуждение. Принципиальная основа этих изобретений генерировалась их индивидуальным творческим поиском.

Нельзя не сказать еще об одной стороне творческой деятельности А. Макарова. Представленный им дипломный проект рецензировал профессор РРТИ (г. Рязань) Э.П. Шеретов и оценил  его, как творческий труд, который может быть  представлен для защиты в качестве кандидатской  диссертации. И она через год после сдачи кандидатских экзаменов в аспирантуре была представлена в качестве таковой, естественно, с весомым  дополнением.

Постоянная нацеленность на творческий поиск А. Макарова была его жизненной позицией.  Это проявлялось и тогда, когда он ожидал установленного срока сдачи кандидатских экзаменов – это окончание первого года обучения в аспирантуре,  и тогда, когда он ожидал в течение длительного времени возможности защитить диссертацию, попав на период переутверждения Ученого совета, который затянулся по нерасторопности тогдашних  чиновников ВАК на два года.

Удивительный творческий потенциал, неуемная  страсть к поиску его приложения в трудный период перестройки в Советском Союзе и в ельцинский  период в России не позволили ему уйти, как это  делалось многими учеными, в бизнес, чаще всего  основанный на купле-продаже. Резко сузившиеся  возможности для научной деятельности в России  привели к необходимости поиска приложения своих сил за рубежом.

И там развитая технологическая база, с которой он столкнулся, не могла не отразиться на результативности его деятельности. Причем, имея  глубокую теоретическую подготовку, он хорошо чувствовал эксперимент и воспринимал любой теоретический поиск, как инструмент для реализации процесса создания элементов масс-спектральной  техники с постоянной нацеленностью на конечный практический результат. Круг интересов  А. Макарова не замыкался на каком-либо узком  направлении в масс-спектральном приборостроении или элементах прибора, а был настолько  широк, насколько это было вообще возможно.  Это относится и к различным типам анализаторов, источников, методов регистрации и анализа.  И в каждом случае он «докапывается» до ключевых механизмов функционирования процессов,  узлов и систем, что в конечном счете выводит  его на новый уровень технических решений.  В сферу его забот на разных этапах входят источники на основе электрораспыления, МАЛДИ, индуктивно-связанной плазмы, магнитные,  времяпролетные и квадрупольные анализаторы.  Он участвует в разработке секторного магнитного/времяпролетного масс-спектрометра, тандемных ВПМС/ВПМС с МАЛДИ-источником,  настольного ИСП-ВПМС, ВПМС с высокоскоростным газожидкостным хроматографом и ряд  других. Отметим, что начав свою деятельность  в Масс-спектрометрической лаборатории МИФИ  по созданию малогабаритной масс-спектральной  техники, он не только продолжал развивать это  направление, но и вывел его на новый технический уровень.

Вершиной достижений А. Макарова является  разработка Орбитрапа. Как отмечено на 17-ой Международной конференции по масс-спектрометрии  эта разработка является лучшей за последние  10 лет. Разработка базируется на нескольких изобретениях и патентах и целого ряда оригинальных новаций. Как этапы разработки – 1) выдвижение идеи, 2) создание теории и обоснование  разработки, 3) создание реального образца прибора, 4) демонстрация его уникальных возможностей, 5) демонстрация его приложений. К важнейшим чертам ее относятся такие особенности:  1) ее нельзя было выполнить путем синтеза известных научно-технических решений, 2) к ее выполнению нельзя было придти путем решения каких-либо  теоретических задач, как например, в случае создания ионной ловушки. Здесь был необходим эвристический подход, требующий на каждом шаге устранения многочисленных возникающих противоречий.  И эта задача была блестяще выполнена. И наконец,  все предложенные новые решения важны не сами по  себе, а потому, что они приводят к новым аналитическим возможностям масс-спектрометра.

Наряду с указанными, к составляющим успехов  А. Макарова следует отнести и его личностные  черты такие, как коммуникабельность, умение работать в научном коллективе, как в одной команде,  и конечно, организаторские способности. Упорство  и настойчивость также являются его постоянными  спутниками.

На одном важном обстоятельстве, как работник высшей школы, я хотел бы особенно остановиться. Педагогическая наука свидетельствует  о неэффективности традиционных методов обучения. Значительно более эффективны деятельностные технологии обучения, когда получаемые  знания являются не самоцелью, а инструментом  для реализации профессиональной деятельности.  Хотя в случае с А. Макаровым мы и имеем подтверждение этого положения, но исключительно  важным является то, что осуществлявшаяся им  профессиональная деятельность не была установлена сверху, а исходила изнутри, определяясь его  личной позицией.

А.А. Сысоев

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ